Формирование функциональной грамотности у дошкольников
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (определение PISA )
- в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социальноэкономическое развитие страны;
- в узком смысле - как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.
PISA не просто определяет, могут ли учащиеся воспроизводить знания; она также проверяет, насколько хорошо учащиеся могут экстраполировать то, что они узнали; могут применять полученные знания в незнакомых условиях.
«Функционально грамотный человек— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А.
Функциональная грамотность - это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач .
Например: функциональная готовность к школе дошкольника.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- Добывать знания;
- Применять знания и умения;
- Оценивать знания и умения;
- Осуществлять саморазвитие.
Начинать формировать функциональную грамотность уже с дошкольного возраста -это базовый факт способствующий активному участию ребенка во всех видах деятельности, для формирования его личности и высокого уровня общения и социальных отношений.
Основные направления формированияфункциональной грамотности (ведущие компоненты в PISA-2021)
- Читательская грамотность;
- Математическая грамотность;
- Глобальные компетенции. Креативное мышление;
- Финансовая грамотность;
- Естественнонаучная грамотность.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях ФОП ДО, направлен на четыре вида ключевых грамотностей:
- Математическ ая/финансова я грамотность;
-
Естественнонаучная и экологическая грамотность;
-
Речевая активность/ читательская грамотность;
-
Социально- коммуникат ивная грамотность.
- Математическая грамотность: способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Математическая грамотность дошкольника - это овладение понятиями величина, счет и количество, овладение пространственно временными представлениями в рамках программы.
Финансовая я грамотность - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благо стояния и качества жизни.
Планируемые результаты реализации ФОП ДО:
Ребенок способен применить в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное
- Естественно-научная грамотность: способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания, основанные на научных доказательствах.
Планируемые результаты реализации ФОП ДО:
Ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства, спорта, информатики и инженерии и тому подобное; Ребенок проявляет любознательность, активно задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности
- Читательская грамотность: способность человека понимать смысл текстов, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас - следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования
Планируемые результаты реализации ФОП ДО:
Ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулу речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
Ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев.
- Социально - коммуникативная грамотность - это прежде всего совокупность умений, обеспечивающих детям возможность самореализации во взаимодействии с окружающими, это их знания и опыт межличностного взаимодействия.
Планируемые результаты реализации ФОП ДО:
Ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других;
ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения; регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновать свои ценностные ориентации.
Компетенции, определяющие функциональную грамотность:
Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной и социальнокоммуникативной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде.
- Коммуникативность
- Креативность
- Критическое мышление
- Координация (кооперация)
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
Нормативно - правовая документация
Документы Федерального уровня
Региональные документы
Институциональные документы
Приказ № 156/1-п от 06.09.2024 г. " Об утверждении координатора"
В помощь педагогам
Презентация "Функциональная грамотность как компетенция современного дошкольника"
Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали требовать от учителей...
Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали так активно требовать?
ПРО ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЯТ.... Откуда "ноги растут"⬇⬇⬇⬇⬇
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ