Формирование функциональной грамотности у дошкольников

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (определение PISA )

  • в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающих успешное социально­экономическое развитие страны;
  • в узком смысле - как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.

PISA не просто определяет, могут ли учащиеся воспроизводить знания; она также проверяет, насколько хорошо учащиеся могут экстраполировать то, что они узнали; могут применять полученные знания в незнакомых условиях.

«Функционально грамотный человек— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А.

Функциональная грамотность - это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач .

Например: функциональная готовность к школе дошкольника.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

  • Добывать знания;
  • Применять знания и умения;
  • Оценивать знания и умения;
  • Осуществлять саморазвитие.

Начинать формировать функциональную грамотность уже с дошкольного возраста -это базовый факт способствующий активному участию ребенка во всех видах деятельности, для формирования его личности и высокого уровня общения и социальных отношений. 

Основные направления формированияфункциональной грамотности (ведущие компоненты в PISA-2021)

  • Читательская грамотность;
  • Математическая грамотность;
  • Глобальные компетенции. Креативное мышление;
  • Финансовая грамотность;
  • Естественнонаучная грамотность.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях ФОП ДО, направлен на четыре вида ключевых грамотностей:

  1. Математическ ая/финансова я грамотность;
  2. Естественно­научная и экологическая грамотность;

  3. Речевая активность/ читательская грамотность;

  4. Социально- коммуникат ивная грамотность.

-  Математическая грамотность: способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Математическая грамотность дошкольника - это овладение понятиями величина, счет и количество, овладение пространственно временными представлениями в рамках программы.

Финансовая я грамотность - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благо стояния и качества жизни.

Планируемые результаты реализации ФОП ДО:

Ребенок способен применить в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное

- Естественно-научная грамотность: способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания, основанные на научных доказательствах.

Планируемые результаты реализации ФОП ДО:

Ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства, спорта, информатики и инженерии и тому подобное; Ребенок проявляет любознательность, активно задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности

Читательская грамотность: способность человека понимать смысл текстов, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас - следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования

Планируемые результаты реализации ФОП ДО:

Ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулу речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;

Ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев.

-  Социально - коммуникативная грамотность - это прежде всего совокупность умений, обеспечивающих детям возможность самореализации во взаимодействии с окружающими, это их знания и опыт межличностного взаимодействия.

Планируемые результаты реализации ФОП ДО:

Ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других;

ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения; регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновать свои ценностные ориентации.

Компетенции, определяющие функциональную грамотность:

Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной и социально­коммуникативной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде.

  •  Коммуникативность
  •  Креативность
  •  Критическое мышление
  •  Координация (кооперация)

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

Нормативно - правовая документация

Документы Федерального уровня

Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"

Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до конца 2024 года"

Региональные документы

Приказ Министерства образования Белгородской области № 2034 от 28.06.2024 "О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Белгородской области

Институциональные документы

Приказ № 299-п от 04.12.2023 г. "О проведении мониторинга качества кадрового обеспечения педагогов в ДОУ "

Приказ № 307-п от 07.12.2023 г. "Об итогах мониторинга качества кадрового обеспечения педагогов в ДОУ "

Приказ № 246/1 - п от 03.10.2022 г. "Об организации работы в ДОУ по повышению функциональной грамотности"

Приказ № 156/1-п от 06.09.2024 г. " Об утверждении координатора"

В помощь педагогам

Презентация "Функциональная грамотность как компетенция современного дошкольника"

Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали требовать от учителей...

Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали так активно требовать?

ПРО ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЯТ.... Откуда "ноги растут"⬇⬇⬇⬇⬇

ПОСОБИЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (по результатам работы городской проблемной группы «Цифровые и дистанционные технологии в дошкольном образовании»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В помощь родителям 

«Функциональная грамотность и дошкольник» Консультация для родителей.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie